По статистике треть детей не справляется со школьной нагрузкой! И зачастую на этих детей обрушивается шквал обвинений со стороны учителей и родителей: «Сколько можно лениться?», «Как можно быть таким невнимательным?»... В действительности мозг ребенка может быть не готов к нагрузке. К счастью, это поправимо. Методы нейропсихологии признаны самыми эффективными для решения проблем развития ребенка дошкольного возраста.
Мы собрали 10 самых популярных вопросов по теме и задали их Елене Геннадьевне Тимощенко — медицинскому логопеду высшей категории, психологу, автору развивающих пособий. Елена Геннадьевна более 20 лет работает с детьми и взрослыми с тяжелыми речевыми нарушениями в Центре патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы.
Елена Геннадьевна, в каком возрасте малыша родители должны понять, что у него отклонения от возрастной нормы? Как понять, что что-то идет не так, и ситуация требует вмешательства специалиста?
— Для оценки уровня развития малыша и понимания того, что он развивается правильно или отстает, следует ориентироваться на возрастные нормы развития. Особенно важно обращать внимание на развитие речи, она как лакмусовая бумажка показывает общий уровень развития мозга. В год у ребенка должно быть несколько слов, в 2 года — простая фраза, в 3 года малыш объясняется развернутыми предложениями. Звукопроизношение тоже развивается последовательно: свистящие доступны для произношения к 3 годам, шипящие к 4, звуки «р» и «л» входят в речь к 5 годам. Конечно, могут быть небольшие расхождения по времени появления первых слов, фраз, произношения звуков, но небольшие, максимум полгода.
Какие показатели развития необходимо отслеживать у новорожденного в первую очередь?
— У детей 1 года жизни важно обратить внимание на появление гуления и лепета, на взаимодействие со взрослыми. Важно, чтобы ребенок был активным, любознательным. Чтобы тянулся к игрушкам, следил глазками за предметами, пытался их схватить. Неврологи тщательно отслеживают развитие малышей первого года жизни: нарушение мышечного тонуса, плохой захват груди при кормлении, отсутствие «комплекса оживления», беспокойство без видимой причины, все это может привести в дальнейшем к задержке развития.
Какое значение имеет наследственность в общем пуле способностей ребенка? Если родители, мягко говоря, не стремящиеся к саморазвитию люди, каковы шансы ребенка стать, скажем, ученым или IT-разработчиком? Что поможет ребенку подняться на новый уровень?
— Гена интеллекта не существует, пока во всяком случае его не выявили. Генетика имеет значение, но среда запускает или задерживает заложенные способности. К 8-летнему возрасту потенциал ребенка раскрывается на 80%. Поэтому это золотое время для развития мозга. Сбалансированного развития. Многие считают, что в среднем генетика и среда влияют «50 на 50». Стимулом к определенным достижениям у ребенка могут быть не только родители и чаще всего не родители, а какие-то значимые для него взрослые: тренер по плаванию, вожатый в лагере, папа друга, виртуальные герои. Те, на кого он будет равняться в дальнейшем. Ведь не секрет, что у профессора психологии ребенок может вырасти балбесом, а у немотивированного безработного может стать успешным врачом или юристом. Большое значение имеют правильные книги и герои, здоровый мозг и что-то еще, чему трудно дать определение.
Сейчас в мире много говорят о том, что растить мальчиков и девочек нужно одинаково. Вы согласны с этой позицией? Почему? Поясните, пожалуйста, свою точку зрения.
— Для мальчиков и девочек не следует создавать особых условий развития и воспитания. Но, я считаю, что учитывать их особенности следует. Известно, что речевые нарушения у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек почти в 3 раза. Исследования, проведенные в детском саду, показали, что девочкам важен сам процесс обучения, им интересны новые задания, их надо переключать с одного вида деятельности на другой. Мальчики больше нацелены на результат. Подкрепление успешности в конце занятия для них важнее самого занятия. Если они знают, что в конце урока их ждет «награда», они будут старательны и усердны. Им спокойнее, когда не нарушается последовательность, установленный порядок занятия. Просто каждый блок надо наполнять новой темой. Предсказуемость значительно облегчает им существование. Гендерные исследования взрослых показали, что женский мозг имеет больше нейронных связей между двумя полушариями, у мужчин больше развиты связи между отдельными областями мозга внутри самих полушарий. Мнения на этот счет разнятся, но кто воспитывал мальчиков и девочек, скажет вам, что это две разные Галактики.
Что превалирует в мышлении детей 0–2, 2–4 и 4–7 лет? На что родителям делать упор, занимаясь с ребенком?
— Если коротко, то можно сказать, что возраст от 0–2 лет — время эмоционального взаимодействия со взрослыми и активного движения. Возраст от 3–5 лет — это время бурного развития речи, чувственного восприятия окружающего мира. В 5–7 лет мышление ребенка переходит на новый уровень: он может мыслить отвлеченными понятиями, строить собственные логические умозаключения за пределами непосредственных ощущений, продолжается развитие произвольной памяти и внимания. Активно в процессе социального взаимодействия формируется сложное общение, осознание своей личности, гендерные предпочтения.
Если ребенок не любит тактильный контакт — это норма?
— Мы все разные, кто-то любит, чтобы его гладили и ласкали, а кто-то нет. Но никакая часть центральной нервной системы не работает сама по себе: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходимы все каналы получения информации от внешнего мира, чтобы собрать единый образ из отдельных частей. Тактильные ощущения — это один из важных сенсорных каналов. Но необходимо понимать, насколько выражено тактильное неприятие. Ребенок совершенно не переносит прикосновений или ему это просто неприятно в некоторых ситуациях и с некоторыми людьми? Существует определенная грань между нормой и патологией.
Как воспитать в ребенке привычку системно, правильно и разнообразно питаться? Есть ли здесь какие-то лайфхаки?
— Я специалист по речи, давайте заменим слово «лайфхаки» на «рекомендации». Я всегда спрашиваю на приеме родителей, как ребенок ест, есть ли у него вкусовые предпочтения, хорошо ли он пережевывает пищу. И тогда приходится выслушивать от родителей истории о том, что ребенок плохо ест, не жует мясо, а просто проглатывает и давится. Привычная картина в столовой клиники, в гостиной дома, в ресторане: перед ребенком планшет, он открывает рот от увиденного, а ему туда подпихивают еду. Малыш не чувствует вкуса еды, он занят мультиком. Родителям важно впихнуть побольше, пока ребенок не разберется, в чем дело, и не закроет рот «на замок». В психологии процесс принятия пищи ребенком связан с принятием внешнего мира. Отторжение пищи связывается с неприятием всего нового, с чувством отвращения к познанию и обучению вообще. В моей практике я часто сталкивалась с тем, что прогресс в развитии совпадал с временем, когда у ребенка возникала потребность есть все и самому. Не зря процессу принятия пищи всегда уделялось большое внимание. Это было ритуалом. Ведь переваривание еды начинается с того момента, когда перед глазами оказывается что-то вкусное, желанное, красиво преподнесенное, а главное, когда хочется есть! И. Литвина (филолог, специалист по «естественному питанию» — Прим. редактора) пишет, что у детей, с ранних лет приученных тщательно пережевывать пищу, крепкие и здоровые зубы. Доказано, что каждый кусок необходимо жевать 30 раз и при этом обеими сторонами рта. Еще академик Иван Петрович Павлов говорил о том, что пищу необходимо съедать с вниманием и удовольствием, что на пороге столовой необходимо оставить все заботы и тревоги дня.
Дети и гаджеты. Тема, которая уже несколько лет сотрясает просторы Интернета. Когда можно ребенку подарить собственный смартфон? Нужно ли следить в этом случае за временем и контентом, потребляемым ребенком в сети? Игры на планшете развивают ребенка или это миф? Если да, то какие именно игры полезны, а какие — только вредят мышлению?
— Учеными доказано, до шести лет дети не получают никаких положительных эффектов от использования экранов планшетов и телефонов. Наоборот, существует множество исследований, которые доказывают, что у детей до шести лет, использующих гаджеты по 10–15 минут в день наблюдаются негативные последствия, влияющие на развитие мозга. Чем раньше дети получают доступ к экранам, тем больше у них развивается зависимость в более позднем возрасте. Мозг ребенка откликается только на непосредственную информацию, глаза в глаза. Таким создала его многовековая эволюция. Только так его нейроны начинают работать. Если информация идет с экрана, то нейроны не реагируют. Ученые доказали, что если говорить маленькому ребенку название цвета, например, «синий», три раза подряд, то он выучит это слово. Если он услышит то же слово с экрана, то, по различным исследованиям, ребенку необходимо от двадцати до шестидесяти раз, чтобы выучить новое для него слово. Поэтому дети требуют повторений одних и тех же сюжетов. Мозг как бы зависает, развитие останавливается. Особенно это токсично для маленьких детей. (Кстати, прекрасная альтернатива «вредным» гаджетам — гаджеты, не требующие подзарядки: серии «1000 спрятанных картинок» и «Спрятанные картинки. Найди и раскрась» — Прим. редактора.)
Имеет ли смысл отдавать ребенка в школу в 6 лет?
— Если ребенок готов к школе психологически и предметно, нет смысла держать его в детском саду. Но часто родители за готовность ребенка к школе принимают только умение читать, решать простые задачи, печатать. Большее значение имеет психологическая, моторная зрелость ребенка. В книге «Нейропсихологические занятия для детей» даны тесты, по которым можно проверить общую готовность ребенка к обучению.
Для ребенка достаточно заниматься с одним из родителей (чаще всего с мамой) или необходимо включать в этот процесс и других взрослых (отца, бабушку, няню)?
— С ребенком надо играть, а не заниматься. Занятия для маленьких детей — это правильно организованная игра. Совершенно не важно, кто будет рядом с ребенком, важно, что они будут делать вместе. Но бывает так, что папа, например, играет с ребенком только в компьютерные игры, потому что папе это интересно. Мама любит пазлы и сажает ребенка их собирать из бесконечного числа деталей. Бабушка часами качает на качелях, ей трудно ходить. Ребенок развивается однобоко. Для детей необходимо организовывать сюжетно-ролевую игру и включать в нее развивающие задания, в том числе и из книги «Нейропсихологические занятия для детей». Можно ничего не придумывать, готовые упражнения и рекомендации. Иначе нет игры, есть только манипуляции, направленные на развитие одного из видов восприятия. В книге «Первое интерактивное чтение» даны развивающие задания к сказкам. Пример обучающего, неутомительного чтения.
Важно желание родителей, стремление вырастить здоровых и познавательно активных детей! Думаю, что наши книги будут им в этом лучшими помощниками!