Буллинг в школе: разные перспективы. Часть 2

Буллинг в школе: разные перспективы

Часть 2. Перспектива родителей

В предыдущей статье мы с вами говорили о том, как и почему дети вовлекаются в буллинг в школе. Однако, это достаточно серьезное испытание и для родителей, ведь нужно не только быть поддержкой для своего ребенка, но и показать пример, как вести себя в сложной жизненной ситуации. Надеемся, вам помогут рекомендации семейного психолога и руководителя центра Белая Комната Ольги Бойковой.

Как начать разговор?

Действительно, как начать разговор на сложную тему, если ребенок избегает ее? Или, например, вы прочитали переписку своего ребенка в соцсетях и так узнали про его сложности в школе, но как об этом спросить? Да и надо ли вообще поднимать эту тему - может быть, дети разберутся сами?

Давайте будем исходить из того, что если вас что-то волнует, то не зависимо от повода, не стоит игнорировать свои чувства. В этой статье мы будем говорить не столько о ребенке, сколько о вас - родителях.

Итак, вы подозреваете, что ваш ребенок подвергается нападкам в школе... Постарайтесь, прежде всего, включить объективность: это только ваши подозрения или существуют какие-то реальные факты? Что можно рассматривать как факт? Изменение поведения ребенка:

  • Необъяснимо откуда-то появляющиеся синяки, царапины, ссадины.
  • Пропажа каких-то личных вещей - одежды, гаджетов.
  • Ребенок стал просить у вас деньги - чаще и больше, чем обычно.
  • Ребенок стал плохо спать, видеть кошмары.
  • Не хочет идти в школу, прогуливает школу, звонит вам из школы с просьбами забрать его раньше.
  • Ребенок перестал общаться с друзьями, не выходит на улицу. Внезапно пропали друзья.
  • Ребенок может начать проводить больше времени со взрослыми, проситься пожить у бабушки с дедушкой.
  • У ребенка резко ухудшается настроение после того, как он или она посидит в интернете. Ребенок сменил пароль на своем компьютере или поставил пароль, если его раньше не было. Удалил или ограничил доступ к своим страницам в соцсетях. Вообще изменил свое поведение в социальных сетях.
  • Ваш ребенок стал внезапно очень скрытным.
  • Ребенок стал часто жаловаться на боли в животе, тошноту, расстройство кишечника.

Теперь, когда вы убедились, что ваши подозрения не беспочвенны, подготовимся к разговору. Подготовка нужна: трудный разговор - это тоже своего рода экзамен.

  • Выберете локацию. Возможно, вам будет легче поговорить, гуляя в парке. Или уютно устроившись на кухне за чаем с печеньем. Или, может быть, где-нибудь утром в пустынном кафе, заказав вкусный кофе и завтрак. Ваша задача - сохранять спокойствие и позитивный фокус: вы хотите помочь своему ребенку и хотите помочь себе.
  • Предупредите ребенка, что хотите поговорить с ним или с ней. Многие родители думают, что разговор должен быть внезапным, иначе ребенок “сбежит”, “замкнется”, “придумает какие-то отговорки”. Но на самом деле, внезапность как раз-таки и создает стресс. Вашему ребенку, возможно, тоже нужно время, чтобы подумать о том, как вам довериться. Да, это ваш ребенок и вы его родители, самые близкие люди, но жизненные уроки каждый человек проходит самостоятельно, сколько бы лет ему ни было. Постарайтесь уважать личные границы.
  • Разберитесь со своими чувствами. В любом разговоре есть два важных компонента - это тема разговора и его эмоциональная составляющая. Попытайтесь максимально точно сформулировать, что вы чувствуете, и представить, что чувствует ваш ребенок. Запишите все на бумаге. Это поможет привести мысли в порядок и, возможно, даже подскажет правильное направление разговора.
  • Помните про технику “Я-сообщений”.

Техника “Я-сообщений”

Из самого названия понятно, что нужно говорить о себе. Сама техника состоит из четырех шагов:

  1. Говорите о своих чувствах сейчас. Например, вы можете начать разговор так:

“Последнее время я волнуюсь, потому что чувствую, что я чего-то о тебе не знаю. Мне очень некомфортно, когда мне не доверяют”.

  1. Говорите о фактах, опять же продолжая говорить о себе:

“Мне кажется, что у тебя часто бывает подавленное настроение и это продолжается уже достаточно долго. Мне важно знать, что происходит в жизни моего ребенка. Ведь до твоего совершеннолетия я тоже несу ответственность за все, что с тобой случается”.

  1. Следующим шагом попробуйте объяснить, почему вас задевает эта ситуация. Возможно, здесь вам захочется рассказать историю из своей школьной жизни.

Кстати, нередко у родителей подобные ситуации с детьми срабатывают как триггеры для активации собственных детских травм. Именно поэтому не воспринимайте проблему ребенка, как только его проблему, которую вы помогаете решить. Загляните глубоко внутрь себя, а потом поставьте себя на место своего ребенка. Это поможет вам лучше понять, что происходят в ваших “связанных” жизнях.

  1. И, наконец, четвертый шаг - расскажите о своих желаниях. Например:

“Я очень хочу, чтобы мне доверяли. Я очень хочу помочь тебе. Я хочу, чтобы ты чувствовал или чувствовала себя в безопасности и знал (знала), что я всегда на твоей стороне”.

Разрабатываем план действий

Итак, ребенок рассказал вам, что его беспокоит. Он жертва буллинга в школе. Или он свидетель. Или стал одним из участников. Что бы ни было сказано, постарайтесь принять ситуацию без суждений - в жизни случается всякое.

Очень важно, чтобы ребенок рассказал вам о том, что он чувствует. Да, возможны слезы. Или брань. Позвольте ребенку выговориться. Спросите ребенка, что он или она хочет, какой выход, по его или ее мнению, есть из ситуации.

В поддержке ребенка есть несколько важных моментов:

  • Если ребенок жертва, в первую очередь, проясните, что в этом нет его или ее вины. Виновата не жертва, а те, кто ее обижают. Во-вторых, нужно очень четко заявить, что просить о помощи - это нормально: “Если не получается договориться с обидчиками самому, оглянись вокруг - кто может тебе помочь”.
  • Если ребенок свидетель буллинга, важно разобраться, какую позицию он или она занимает и почему. Важно проговорить все его страхи и неуверенности, возникающие в связи с ситуацией, а затем поработать над коммуникативными навыками и здоровой самооценкой.
  • Если ваш ребенок сам обижает кого-то, постарайтесь спокойно разобраться в его мотивах. Возможно, у него есть какой-то негативный пример для подражания. Проанализируйте окружение и занятия своего ребенка, не забудьте про себя - подумайте, как вы выглядите в глазах ребенка. Попробуйте вместе подумать над альтернативными моделями поведения - предложите ребенку поставить себя на место обижаемых и представить их чувства. И тут есть небольшая хитрость: попробуйте говорить с ребенком так, как будто ему не хватает информации, а не моральных качеств. Так ребенок не будет бояться осуждения с вашей стороны.

Помните: какую бы роль ребенок не играл в конфликте в школе, он должен чувствовать безопасность дома, имеет право на понимание своих родителей и, конечно, право на возможность исправить ситуацию.

Разговор со взрослыми

После того, как вы выяснили ситуацию у своего ребенка, планируйте следующий шаг - поговорить с классным руководителем. Необходимо донести до учителя и, если необходимо, руководства школы, вашу личную заинтересованность в разрешении конфликта. Возможно, нужно будет поднять вопрос на родительском собрании или организовать отдельную встречу с родителями участников ситуации буллинга.

Если вы чувствуете, что самостоятельно не “вывозите” эту ситуацию, обязательно запишитесь на консультацию к психологу. Чтобы помочь своему ребенку, вы должны оставаться в ресурсе и сохранять стабильное психоэмоциональное состояние. В центре Белая Комната есть возможность записаться на двойную консультацию: пока вы общаетесь с психологом, с вашим ребенком может позаниматься детский психолог.

Упражнения для родителей

Быть родителем - сложная задача. Выстраивать отношения со своим ребенком - сложная задача. Оставаться в ресурсе - тоже еще одна сложная задача. А потому хотим предложить вам несколько упражнений - своего рода психологическая тренировка, которая облегчит вашу “работу” быть родителем.

Упражнение № 1

Итак, представьте, что вы встречаете лучшего друга, которого довольно давно не видели. Как вы на него посмотрите? Как улыбнетесь ему? Что скажете?

А теперь вспомните, как вы встречаете своего ребенка, когда он приходит из школы. Что вы ему говорите? О чем спрашиваете? Улыбаетесь? Показываете, что рады его видеть?

Упражнение № 2

Есть такое понятие как зона радости - это все те вещи, которые доставляют вам удовольствие в вашей повседневной жизни. Попробуйте вспомнить все моменты, касающиеся вашего ребенка, когда вам радостно и хорошо. И обязательно рассказывайте об этом вашему ребенку - он или она должны знать, что в какие-то моменты они являются для вас важным источником радости.

Упражнение № 3

Не забывайте периодически прокачивать свою самооценку и самооценку своего ребенка.

Что важно для здоровой самооценки каждого человека?

  • Безусловное принятие. Вы и ваш ребенок сейчас такие, какие вы есть. И именно такие вы заслуживаете любви, понимания, поддержки. Понятно, что со временем вы меняетесь, но вы неизменно точно так же заслуживаете любви, понимания и поддержки.
  • Возможность быть услышанным. В современном мире мы очень многое держим в себе - даже не смотря на существование социальных сетей, в которых, казалось бы, всегда есть возможность поделиться с друзьями тем, что у вас внутри. Очень рекомендуем создавать семейные традиции, когда вы выделяете специальное время, когда делитесь своими новостями, обмениваетесь мнениями. Например, по выходным за завтраком рассказываете друг другу, что у вас произошло на этой неделе самое приятное и самое “не очень”.
  • Быть вместе. Старайтесь находить время, чтобы быть вместе: играть, разговаривать, смотреть фильм, танцевать, гулять, посещать места силы. Чем больше в вашей семье будет возможностей для совместного времяпрепровождения, тем увереннее и спокойнее будет чувствовать себя ребенок по отношению к миру. И, поверьте, вам как родителю тоже будет спокойнее.
  • Личное пространство и личные границы. Человеку важно знать, что со многими вещами он справляется хорошо сам. И хотя родителям бывает сложно не отпускать контроль, но нужно это делать. Постарайтесь не вмешиваться в занятия ребенка, с которыми он и сам хорошо справляется. Но ваш ребенок должен знать: если ему нужна помощь, он просит - и вы помогаете. Выстраивание личных границ - это еще и очень хорошая практика доверия.
  • Тактильный контакт. Не забываем про “волшебные” 8 объятий в день.

Упражнение № 4

И еще одна прекрасная практика. Используйте каждый день в общении приветливые приятные фразы. Например, вы можете взять за правило говорить пять комплиментов в день каждому члену вашей семьи. Сначала это может показаться неловко или смешно, но со временем вы увидите, насколько поддерживающими и вдохновляющими могут быть эти несколько приятных слов, сказанных близкими людьми.

Scroll to top