Как и любая наука нейропсихология не стоит на месте. В этой статье мы собрали все важные факты о детской нейропсихологии на данный момент, которые должен знать каждый современный родитель — чтобы вовремя обратить внимание на особенности развития мозга своего ребенка и, если нужно, записаться на консультацию к специалисту.
Развитие мозга ребенка.
Развитие мозга ребенка происходит очень быстро, особенно в первые пять лет жизни. В этот период формируются основные структуры мозга и закладываются основы когнитивных способностей. Мозг ребенка продолжает развиваться и после пяти лет, но темпы его развития замедляются.
Это легко понять, если мы посмотрим на ребенка и сравним, какой маленький он был, когда только родился, и каким стал в пять лет. Согласитесь, разительная перемена! А вот потом до подросткового возраста "прирост" идет гораздо меньше. Представили? Вернемся к мозгу.
Что такое когнитивные способности? Это комплекс психических процессов, которые позволяют ребенку воспринимать, обрабатывать и хранить информацию, а также решать самые разные проблемы и принимать решения. Когнитивные способности включают в себя такие аспекты, как внимание, память, обучение, мышление, пространственная и временная ориентация, язык.
Когнитивные способности ребенка — это комплекс психических процессов, которые позволяют ребенку воспринимать, обрабатывать и хранить информацию, а также решать проблемы и принимать решения
Развитие когнитивных способностей происходит постепенно, в разные годы жизни ребенка.
Сначала развивается внимание. Вспомните своего младенца: как он начал фокусировать взгляд, узнавать маму, как он реагировал на звук погремушки — все это не сразу, а день за днем по мере того, как в мозгу ребенка формировались нейронные связи и развивалась какая-то часть его мозга.
Определенная часть.
Затем начинает формироваться память — ребенок начинает узнавать не только маму, но и папу, котика, других близких. Ребенок запоминает голоса и улыбается, услышав знакомых ему людей. Он помнит песенку, которую поет ему мама, и засыпает — именно так "работает" колыбельная.
С самого рождения начинает формироваться способность ребенка к обучению - с самых элементарных навыков: ребенок учится держать голову, сидеть, ползать, стоять, ходить. Потом количество навыков, которым ребенок должен обучиться, постепенно увеличивается - ребенок учится, как держать разные предметы, например, или как оперировать с разными игрушками. У родителей вызывает умиление, когда малыш "играет" с настоящими вещами, например с кастрюлями, имитируя движения взрослых, или пытается налить в бутылку воды из кулера — на самом деле, в такие моменты мозг ребенка активно развивается и посылает сигналы телу о том, какие движения и действия совершать, задействуя при этом весь уже полученный ребенком опыт. Как видите, задачи постепенно усложняются. Это ключевой момент — регулярность и постепенность развития навыков!
Затем задачи усложняются. Ребенок осваивает речь, начинает понимать и ориентироваться в пространстве. Только подумайте, какие это невероятные задачи! Представьте себя в незнакомом городе в стране, язык которой вы почти не знаете. Вам нужно понять и запомнить, где что находиться, как добраться до разных точек назначения, понять структуру языка и запомнить слова, чтобы иметь возможность общаться с жителями этого города. Сложная задача, согласитесь — и это при том, что у вас уже есть опыт освоения родного языка. Для маленького ребенка все это совершенно новое.
Дальше (и тут мы уже говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте) мозг ребенка готов к развитию логического мышления, укреплению и дальнейшему развитию памяти, внимания, навыкам самоконтроля.
Зачем вообще знать последовательность развития мозга ребенка? Это нужно, чтобы вы четко понимали, что за развитием определенной когнитивной способности стоит развитие того или иного участка мозга ребенка. У молодых современных родителей есть очень большой соблазн, называемый "раннее развитие ребенка". Здорово было бы, чтобы ваш трехлетка уже умел считать — не иначе вундеркинд! Однако, в отношении развития мозга действуют общие механизмы тела, один из которых компенсаторный механизм. Если вы направляете усилия на развитие логического мышления (необходимого для овладевания счетом), это будет происходить за счет недостаточного развития других участков мозга. Ваш ребенок научится рано считать, но за счет (простите за тавтологию) каких-то других способностей — последствия проявят себя позже, когда ребенок пойдет в школу.
Раннее выявление проблем.
Значение раннего выявления проблем в любом деле трудно переоценить. Известна поговорка: знал бы, где упаду, соломки бы подстелил. В отношении мозга ребенка ранее выявление проблем развития может иметь исключительное влияние на его будущее. Многочисленные исследования в нейропсихологии показывают, что дети, у которых были выявлены проблемы с развитием мозга на ранней стадии, имеют лучшие шансы на успешную коррекцию и адаптацию.
Хочется остановиться на таком важном моменте, как страхи родителей. У многих родителей вызывает ужас сама мысль о том, что у их ребенка могут быть какие-то трудности в развитии мозга. Эти страхи понятны. Часть из них обусловлена неопределенностью — люди просто не очень понимают основы развития мозга (и эта статья, надеемся, им поможет). Другая часть имеет психологические аспекты, касающиеся самих родителей, и связаны с ожиданиями — вдруг твой ребенок не будет соответствовать твоим ожиданиям; вдруг ты, как родитель, не будешь соответствовать ожиданиям окружающих каких-то авторитетных для вас людей. Может иметь место и страх за ребенка — что из-за своих особенностей он может иметь трудности с обучением и адаптацией.
Само сочетание слов "недостаточное развитие" или "неравномерное развитие", или "трудности с развитием" поднимают волну негативных ассоциаций, которые, кстати, имеют мало связи с реальностью. Гении в детстве часто имеют трудности с развитием - вспомните историю Альфреда Эйнштейна, который вспоминая себя ребенком, шутил так: "Возможно, из-за того, что я очень долго не мог понять концепции времени и последовательности поступков, я их воспринимаю по-другому".
Исследования показывают, что дети, у которых были выявлены проблемы с развитием мозга на ранней стадии, имеют лучшие шансы на успешную коррекцию и адаптацию
Главное, что нужно понимать родителям, это то, что страх — это ориентир, сигнал для вас, что с этой темой надо работать. Самый простой и адекватный способ преодолеть свой страх по поводу развития ребенка — сделать нейропсихологическую диагностику. Она даст вам точную и актуальную информацию о развитии мозга ребенка, его возможностях и ограничениях.
Будьте, пожалуйста, ответственными родителями! Будьте бдительны и обращайте внимание на любые признаки проблем с развитием мозга у вашего ребенка, например, такие как задержка речевого развития, проблемы с координацией или трудности с обучением. Ваша поддержка и своевременная реакция могут иметь решающее значение в развитии когнитивных способностей вашего ребенка.
Консультация детского нейропсихолога.
Итак, вы осознали важность нейропсихологической диагностики для вашего ребенка. Следующий вопрос, который возникает: как выбрать специалиста?
Обращайте внимание на следующие пункты:
• Образование. Чтобы стать нейропсихологом в нашей стране, человек должен получить базовое психологическое образование. А затем пройти профильное образование на нейропсихолога, во время которого будущий специалист овладевает техниками исследования мозга немедицинскими способами - с помощью специальных нейропсихологических проб на определение уровня развития высших психических функций.
• Опыт работы с детьми. Не всегда это имеет решающее значение, потому что молодые специалисты могут оказаться хорошими, знающими, полными энтузиазма к работе нейропсихологами. Однако, как и в любой области, опыт — это преимущество. Кстати, эффективная идея — это обращение в центр, где работают несколько нейропсихологов. Там, где есть возможность непосредственного обмена опытом, квалификация специалистов может быть выше.
• Репутация. Читайте отзывы, спрашивайте рекомендации у знакомых. Договоритесь об ознакомительной консультации, если такое возможно. Предварительно поговорите со специалистом, к которому собираетесь обратиться (почитайте его посты, статьи), чтобы почувствовать, понимаете ли вы то, что он или она говорит. Детский нейропсихолог должен уметь общаться с детьми и их родителями на понятном языке.
• Оборудование. Современная нейропсихология разработала эффективные тренажеры для развития мозга. Наличие у нейропсихолога специально оборудованного кабинета может показать вам уровень его квалификации в профессии, а значит, и уровень возможностей для развития мозга, которые будут доступны для вашего ребенка во время нейропсихологических занятий.
ОПРОС
Какая проблема волнует вас больше всего?
- Мой ребенок плохо учится
- У моего ребенка диагноз СДВГ
- У моего ребенка диагноз ЗРР
- Моему ребенку ставят диагноз ЗПР