В начале двадцатого века советский психолог и основоположник нейропсихологии А.Р. Лурия выделил три основных блока в структуре человеческого мозга. Их работа, будь она нормальной или нарушенной, а также их взаимодействие оказывает значительное влияние на организацию психики человека. Эти группы называются функциональными блоками в научной терминологии.
Первый функциональный блок (энергетический блок).
Этот блок играет ключевую роль в поддержании общего физического состояния организма, придавая ему жизненные силы и определяя, как человек будет воспринимать эмоции в будущем (успешность или неуспешность). В первые годы жизни именно этот функциональный элемент участвует в процессе «запоминания» и закрепления эмоционально насыщенных событий. В дальнейшем, на основе этих запомненных впечатлений, человек стремится реагировать на определенные ситуации той эмоцией, которая была «зафиксирована» в его детской памяти.
Первый функциональный блок:
- перерабатывает информацию о состоянии наших внутренних органов и регулирует их состояние
- участвует в организации внимания, памяти, эмоций (особенно наиболее сильных таких, как страх, гнев, радость, удовольствие).
- поддерживает общий тонус ЦНС (Центрально нервной системы)
Формируется первый блок с внутриутробного периода и до 2-3 лет.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психологические травмы, прием лекарств и т.д.), сказывается на том, как будет развиваться первый блок мозга ребенка.
Признаки нарушения в развитии первого блока:
- быстрая утомляемость, вялость
- эмоциональная неуравновешенность
- различные аллергии
- дизартрия, дисграфия
- нарушения полей зрения
- частые болезни
- пониженный мышечный тонус/ избыточный мышечный тонус
- неспособность самостоятельно завязывать шнурки
- движение языком во время письма
- необычные позы
Второй функциональный блок.
Второй функциональный блок отвечает за прием, переработку и хранение информации, которая поступает из внешнего мира через основные системы анализа. К ним относятся зрительная (вижу), слуховая (слышу) и кожно-кинетическая (осязаю).
Виды зон второго блока в слоях коры:
Первичные зоны принимают и анализируют сообщения извне. При поражении этих зон ребенок не воспринимает всю информацию, которая поступает к нему через одну из систем анализа (через зрение, слух или осязание). К примеру, если информация приходит через глаза, но при этом зона, которая отвечает за прием и анализ зрительного сообщения повреждена или не сформирована, человек не видит определенными половинами глаз. Данное нарушение называется правосторонней или левосторонней гемианопсией.
Вторичные зоны отвечают за соединение различной информации, полученной от одной системы анализа. Если нарушены эти зоны, прежде всего ребёнок не способен собрать отдельные признаки объекта в целостный образ. К примеру, человек смотрит на перчатку, при этом видит 5 раздельных кармашков, но не может сложить это в образ перчатки. Или, рассматривая лицо другого человека, видит отдельно глаз, нос, рот, но не способен соединить их в одно лицо (агнозии). То же самое может быть и с процессом речи: ребенок переставляет слоги, буквы в слове или слышит отдельные слова, но не может сложить их в предложение, не понимает цельный смысл того, что ему говорят (афазии)
Третичные зоны отвечают за соединение информации, которая поступает через все основные системы анализа (слух, зрение, осязание). В результате нарушения этих зон человек теряет способность ориентироваться в пространстве.
Признаки, что в развитии второго блока есть нарушения:
- не сформированы пространственные представления. К примеру, школьник читает через абзац, пропускает слова, перепрыгивает через строчки и т.д.
- неловкость, однотипность движений
- не сформированы сенсо-моторные координации (например, движение глаз и рук не согласованы)
Второй функциональный блок формируется от 3-х до 7 лет.
Третий функциональный блок.
Отвечает за программирование, регуляцию и контроль протекания психической деятельности. Включает в себя моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Поражения моторной коры могут вызывать парезы и параличи, что значительно затрудняет выполнение повседневных задач. Также необходимо учитывать, что поражение премоторной коры влияет на развитие двигательных навыков. Если поражены префронтальные отделы лобных долей, человек не может сознательно формировать цели, строить долгосрочные планы. С такими повреждениями он сосредотачивается исключительно на текущих потребностях, что делает невозможным осознанное принятие решений на будущее.
Признаки, что в развитии третьего блока есть нарушения:
- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание упражнений
- отвлекаемость на любой стимул
- невозможность решать смысловые задачи
- бедная речь
Формируется третий функциональный блок с 7 до 15 лет.
Лобные доли полностью созревают к 20 годам, а в отдельных случаях – к 25 годам.
Если поражен или не сформирован хоть один из трех блоков или какой-то из их отделов, это отражается на всей психической деятельности ребенка.
Своевременное обращение за помощью к специалистам может стать решающим фактором в жизни ребенка, особенно когда речь идет о коррекции дефектов. У детей мозг характеризуется высокой пластичностью, что является уникальным преимуществом. Работы, проведенные до 5-7 лет, способны значительно изменить развитие ребенка. Занятия по детской нейрокоррекции включают специальные упражнения и игры, направленные на развитие ключевых навыков. Такие методы не только эффективны, но и увлекательны для юных участников, что способствует их активному вовлечению в процесс.