- 14 шагов к продуктивности: советы подросткам и их родителям.
- Уберитесь в квартире.
- Выключите уведомления.
- Планируйте вместе.
- Используйте таймер или песочные часы.
- Примените технику временных блоков.
- Нарисуйте матрицу Эйзенхауэра.
- Составьте план на день, неделю, месяц, год.
- Ешьте «лягушек».
- Ешьте «слонов».
- Ешьте «сыр».
- Играйте в капитана корабля.
- Прививайте проактивный подход.
- Постите результаты.
- Напоминайте.
- Что делать, если ничего не сработало.
Уберитесь в квартире
Первое, с чего нужно начать планирование дня школьника — организация пространства. Важно навести порядок на учебном месте красиво разложить канцелярию и учебники и почистить клавиатуру. Когда рабочее место замусорено, это повышает уровень стресса.
Кажется, что дел больше, чем есть на самом деле.
Простые приёмы «расхламления» приносят чувство удовлетворения и настраивают на продуктивный лад. Благодаря разложенным по местам вещам у ребёнка не останется «визуального шума», на который можно отвлечься.
Выключите уведомления
Переведите гаджет в режим «не беспокоить». Лучше вообще унести девайс в другую комнату. Так ребёнок обезопасит себя от бессмысленного просмотра ленты в соцсетях и не будет отвлекаться на оповещения.
Планируйте вместе
Планируйте выходные, праздники, каникулы вместе с ребёнком. За семейным ужином можно обсудить мысли и нарисовать карту желаний: взять любой лист бумаги — можно даже раскатать обои по всему полу, чтобы вошло больше идей — и записывать всё, что приходит в голову. Например, поехать на пикник, кататься на сноубордах, сходить в кино. Затем выберите идею, которая соберёт большее количество голосов. Остальные задумки можно распределить на другие выходные.
Используйте таймер или песочные часы
Это называется метод «Помидора». Традиционно задача выполняется в течение 25 минут, затем пятиминутный перерыв. Но можно устанавливать свои отрезки времени. Чтобы чередовать работу и отдых, используется таймер (изначально обычный кухонный в виде томата — отсюда и название). Можете сами решать, сколько минут отвести на задание. Главное — включить отсчёт и немедленно начать что-то делать. Метод помогает повысить самоорганизацию ребёнка. Играет роль психологический эффект — секунды и минуты утекают прямо на глазах.
Примените технику временных блоков
Следующий уровень планирования времени ребёнка — расписывать дела на день по часам. Это и называется тайм-менеджментом.
Допустим:
9:00 — подъём,
09.05–10:00 — утренние ритуалы и завтрак,
10:15–12:15 — уроки,
12:15–12:45 — перерыв и обед,
12:45–14:45 — уроки,
14:45 — полдник,
15:00–18:00 — свободное время,
18:00–19:30 — домашние задания,
19:30 — ужин,
20:00–21:00 — прогулка,
21:00–22:30 — вечерние чтения и ритуалы, подготовка ко сну
23:00 — отбой.
В выделенные промежутки нужно заниматься строго запланированным делом и не отвлекаться. Главное — примерно понимать, сколько времени займёт то или иное действие. Расписание может быть гибким, а планы меняться. Здесь важно уметь перестраиваться.
Нарисуйте матрицу Эйзенхауэра
Суть матрицы, которую придумал бывший президент США, заключается в том, что нужно записать все ваши дела. При этом поделить их на четыре группы по важности и срочности:
- срочные и важные;
- срочные, но не важные;
- несрочные, но важные;
- несрочные и неважные.
Этот способ организации тайм-менеджмента особенно пригодится, если дел накопилось много, и подросток не знает, чем стоит заняться в первую очередь, а что можно отложить.
Составьте план на день, неделю, месяц, год.
Научите ребёнка тайм-менеджменту: помогите ему составлять краткосрочные и долгосрочные планы. Так он будет видеть, что предстоит сделать завтра, а что — через неделю. В его голове не будет путаницы.
Для этого можно купить или распечатать ежедневники и еженедельники. Или пользоваться электронными версиями, например, записывать дела в заметки телефона.
Ешьте «лягушек»
В тайм-менеджменте есть понятие «лягушка» — это дело, которое не хочется выполнять, и его откладывают до последнего момента.
Спросите у ребёнка, почему он не хочет выполнять это дело. Возможно, оно не слишком приятное и отнимает много времени. Если ваша помощь уместна, предложите её. Существует мнение, что «лягушек» стоит «есть» по утрам, чтобы не откладывать самое неприятное на десерт.
Ешьте «слонов»
Чтобы съесть целого слона, его нужно поделить на небольшие кусочки. Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. Помогите ребёнку разделить большое дело на конкретные маленькие шаги. Например, нужно подготовиться к контрольной по таблице Менделеева за две недели. Эта задача кажется объёмной и сложной. Предложите ребёнку составить график подготовки: в понедельник заучивает первый период, во вторник — второй. И так семь дней с перерывом на выходные. На восьмой день важно всё повторить.
Ешьте «сыр»
Дыры в сыре — это задачи быстрого реагирования, которые отнимают не больше 15 минут.
Например, есть задача «убраться в комнате». Она выглядит абстрактной и отнимающей много времени. В ней нужно определить микрозадачи: помыть пол, вытереть пыль, пропылесосить, разложить вещи, разобрать единую полку. Одно дело может занять 5–10 минут, это и есть «дыры в сыре». Весь «сыр» будет съеден, когда дело выполнено полностью.
Играйте в капитана корабля
Есть дела, которые можно выполнить командой. Например, подготовить день рождения. Ребёнок регулирует организационные вопросы, раздаёт задачи, а в конце проверяет, чтобы всё было готово.
Например, есть неделя на подготовку к юбилею дедушки. Маме достаётся изготовление торта, шариков и колпаков, папе — покупка подарка, бабушке — подготовка праздничного стола с горячими и холодными блюдами, дядя закупает напитки, а тётя придумывает способ вывести дедушку из квартиры, чтобы сюрприз удался. В день задача ребёнка — проверить, что все выполнили в полной мере свои задачи.
Прививайте проактивный подход
Существуют два подхода:
- реактивный — когда мы плывём по течению,
- проактивный — когда мы сами планируем жизнь.
Когда ребёнок проактивно подходит к решению задачи, он не будет ждать, когда всё само наладится или уже станет неактуально: он будет учиться самостоятельно решать, как поступать.
Например, подросток в этом году выпускается из школы. У него намечаются все пятёрки и только одна четвёрка по химии. Реактивный подход — сказать, что «само наладится» и «будь что будет». Проактивный — разработать стратегию по подтягиванию знаний (как — см. пункт «Ешьте “слонов”»).
Постите результаты
Ничто так не мотивирует быть продуктивным, как объявить о делах во всеуслышание или поделиться уже достигнутыми вершинами. Ребёнок может публиковать список дел на день в Инстаграме или ВКонтакте, а вечером постить результаты и вычёркивать сделанные дела.
Напоминайте
Не надейтесь, что ребёнок всё сразу запомнит. Оставляйте ему стикеры с напоминанием, но не используйте назидательный тон («помой посуду»). Лучше использовать «волшебные» слова: «пожалуйста, не забудь помыть посуду».
Стикеры можно наклеивать не только для домашних дел, но и для более долгосрочных — например, напоминание, чтобы ребёнок прочитал параграф о синтезе белка, который пригодится ему на контрольной через неделю.
Что делать, если ничего не сработало
Иногда прокрастинация — не просто лень, а защитная реакция. Ребёнок может избегать задач по учёбе, если ему не нравится учиться, есть конфликты с педагогами или одноклассниками и другие травмирующие ситуации.