Возможно, заголовок кажется вам резким, но факт остается фактом: нейродиагностики последнего времени показывают увеличивающийся процент детей со сниженными показателями когнитивных функций, таких как мышление, внимание, концентрация – что сказывается на учебном процессе и оценках в школе. Давайте подробно разберемся в этом вопросе и посмотрим, какие решения предлагают нейропсихологи.
Мышление – это то, что отличает человека от других млекопитающих. Это сложный и многогранный процесс, который, собственно, и делает людей «умными».
Мышление включает в себя восприятие – когда мы получаем информацию из внешнего мира через наши органы чувств: через глаза, нос, уши, тактильные ощущения. Затем с помощью нервной системы происходит обработка и анализ полученной через восприятие информации. На основе этого далее мозг принимает решения. А на поверхности – то есть в поведении весь этот процесс воплощается в том, что человек видит проблему, понимает ее, находит ответы на поставленные вопросы и решает проблему.
Правильные связи
Развитие мышления напрямую связано с развитием нейронных связей. Если хотите, вы можете представить это как своеобразную логистическую систему: чем лучше и больше развито нейронных связей у человека, тем быстрее он «схватывает» задачу и, соответственно, ее решает. От развития тех или иных нейронных связей зависят и способы восприятия и решения задач. Есть разные типа мышления: логическое, критическое, творческое, интуитивное.
Значит, все дело в нейронных связях? – спросите вы. И будете правы. Развитие нейронных связей у детей происходит быстро в первые годы жизни и продолжается до подросткового возраста. Поэтому так важно заниматься именно с ребенком, чтобы заложить прочную основу развития мозга, на которой мышление человека будет опираться и развиваться в течение всей последующей жизни. Более того, чем гармоничнее (в смысле физически симметричнее) развит мозг, тем бОльшими возможностями разных видов мышления ребенок сможет пользоваться.
Как развивать мозг ребенка?
Итак, мы выяснили, что мыслительные способности зависят от качества нейронных связей. Значит, весь вопрос в том, как их развивать. Если максимально упростить, процесс создания нейронных связей выглядит так: ребенок получает какой-то новый опыт – и в этот момент создается нейронная связь. Опыт повторяется и связь укрепляется.
Почти на всем протяжении человеческой истории главным правилом развития мышления было: «повторение – мать ученья». Если вам за сорок, то думая о своем школьном опыте, вы, наверняка, вспоминаете бесконечные зубрежки и заучивания. О, поверьте, это правило по-прежнему актуально, однако, в современных условиях оно перестает быть главным.
Мир, в котором мы жили тридцать-сорок лет назад, сильно изменился. С появлением компьютеров, интернета, соцсетей, нейросетей, объемы обрабатываемой нашим мозгом информации увеличились даже не в десятки, а в сотни раз! Чтобы поддерживать высокую продуктивность мышления, необходимо больше нейронных связей (значит, простым механическим повторением уже не обойдемся). Плюс к этому значение имеет развитая нейропластичность – то есть способность мозга изменяться, адаптироваться, расширять свои возможности. И вот тут на помощь приходит нейропсихология, которая в этом случае представляет собой универсальный инструмент для создания условий, в которых когнитивные способности развиваются наиболее гармонично.
Но, прежде чем перейти к нейропсихологии, давайте поговорим про гаджеты.
Гаджеты: враги или друзья ребенка?
Жизнь человека, в том числе и ребенка, сегодня не представляется без гаджетов. Мы их используем везде: для работы, для связи, для общения, для развлечения и отдыха, для контроля за самыми разными видами деятельности. Это полезные инструменты, улучшающие качество нашей жизни.
С другой стороны, если мы говорим о мышления у детей, то гаджеты могут становиться негативным фактором, мешающим развитию. Что сегодня родители делают, чтобы занять ребенка? Правильно, включают ему мультики на планшете или дают в руки телефон. Дети постарше сидят в тик-токе или играют в игры. Такой паттерн поведения формирует у ребенка рассеянность внимания. Вспомните себя: вы открываете ленту и начинаете листать посты, видео, ни на чем толком не задерживаясь… и не замечаете, как пролетает целый час. То есть целый час вы тренировали свой мозг быть рассеянным, и когда вам нужно наоборот – сфокусироваться, сконцентрировать свое внимание и направить его на решение конкретной задачи, вам это сделать трудно, вы все время на что-то отвлекаетесь. Элементарно прочитать книгу становится трудно, потому что сложно следить за линией сюжета, все тут же забывается. Теперь перенесите только что представленную ситуацию на ребенка, его учебу, выполнение домашних заданий. Вы все еще считаете, что гаджет – это хороший способ занять маленького ребенка?
Хаки для мозга
Возвращаемся к нейропсхологии. Эта наука изучает развитие мозга применимо к современным реалиям. И вот какие практические вещи она нам дает:
1. Научный подход и статистика. Когда вы приводите ребенка на нейропсихологическую диагностику, специалист выявляет картину развития мозга ребенка на данный момент. Специалист видит, какие центры развиты недостаточно и разрабатывает план нейрокоррекции, таким образом обеспечивается эффективность занятий и потенциальный результат. Спустя период времени мы может провести еще одну диагностику и зафиксировать прогресс, внести коррективы в план занятий.
2. Нейропсихология помогает ребенку опираться на свои сильные стороны, пока идет процесс развития более слабых сторон. Как уже говорилось выше, задача нейропсихологии – это гармоничное развитие мозга, то есть обеспечение симметричного развития полушарий мозга и связи между полушариями. Так ребенок сможет в полной мере пользоваться всеми возможностями мозга – и понятно, что чем выше возможности, тем лучше качество мышления. Но чтобы продолжать заниматься, нужна мотивация и уверенность в себе. Нейропсихологи учат ребенка своеобразным лайфхакам, которые помогают в учебе, что вдохновляет детей тренироваться и учиться.
3. Практический результат. Нейропсихология хоть и относительно молодая наука, но активно развивающаяся, поэтому все больше и больше родителей хотят помочь своим детям улучшить когнитивные способности, а значит, и шансы на успех в учебе и в жизни.
4. Доступность. В наших центрах вы можете записать своего ребенка на нейропсихологическую диагностику, а так же заниматься в профессионально оборудованном кабинете нейропсихологии под руководством детских нейропсихологов.