Ответственное родительство: как научить ребенка самостоятельности

Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Наверняка, вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос сильным, уверенным в себе, с адекватной самооценкой. Хотите, чтобы ваш ребенок умел справляться со стрессом, а ошибки воспринимать, как возможность получить новый опыт, а не как катастрофу вселенского масштаба. И все это зависит от вашей родительской способности научить ребенка самостоятельности. Как? Давайте поговорим!

Субъектность ребенка

Прежде всего, нам нужно понять важную концепцию субъектности ребенка. Это долгий процесс формирования и развития личности ребенка как субъекта – то есть отдельной персоны, обладающей собственными мыслями, чувствами и действиями. Это один из главных аспектов психологического развития личности, который включает в себя формирование автономии, идентичности и самооценки.

Субъектность ребенка меняется в зависимости от возраста и очень тесно взаимосвязана с ответственностью родителей. Понятно, что когда ребенок появляется на свет, то он абсолютно на все 100% зависит от родителей. И родители несут полную ответственность за ребенка – в период с рождения и до трех лет субъектность ребенка еще не сформирована. В последующие годы субъектность ребенка растет, а ответственность родителей постепенно претерпевает изменения.

Субъектность ребенка – один из главных аспектов психологического развития личности, включающий формирование автономии, идентичности и самооценки

Первый опыт самостоятельности

Ребенок подрастает, у него или у нее случается первый этап осознания себя как отдельного человека (многие, наверное, слышали термин "сепарация") и ориентировочно в три с половиной – четыре года можно начинать прививать ребенку первый опыт самостоятельности.

Дорогие родители! Это действительно важно – позволять вашему маленькому делать самостоятельный выбор, например, выбирать, какие носки надеть, какую футболку. Выбрать в магазине цвет корзинки для игрушек или какой йогурт съесть на завтрак – с бананом или персиком. С этих небольших выборов начинается дорога в самостоятельность.

Одновременно с выбором приходит ответственность. В этом возрасте нужно объяснять ребенку, что если он разбросал свои игрушки, именно он должен их собрать (пусть с помощью мамы или папы – это опционально). Поручайте ребенку какие-то небольшие дела, например, самостоятельно класть свои носки в корзину для стирки. Понятно, что часто нет сил и терпения, чтобы ждать ребенка, который, конечно, делает все в разы медленнее, чем это сделали бы вы, но в этой статье мы говорим об ответственном родительстве. Оно предполагает, что вы не только обеспечиваете элементарные нужды ребенка и создаете для него безопасную среду, но и уделяете ему время, достаточное для развития. Поверьте, эти "вложения" в формирование у ребенка навыков и понимания самостоятельности, окупятся с лихвой. У меня был случай, когда молодая женщина вплоть до своего замужества носила только те вещи и обувь, которую ей выбирала мама. Когда она вышла замуж в двадцать лет и впервые пришла в магазин, чтобы самостоятельно купить себе туфли, она узнала, что ее размер 38-й, а не 36-й, который она носила с девятого класса. Как вы думаете, какие психологические проблемы были у этой женщины, когда она пришла к нам в центр? Это очень наглядный пример, насколько жесткими (и ранящими ребенка) рамками может стать чрезмерная опека родителей и отсутствие наработанных навыков самостоятельности у ребенка.

Школа самостоятельности

Второй этап воспитания самостоятельности начинается, когда ребенок идет в школу. Многие, наверное, улыбнулись сейчас, вспомнив про совместное выполнение домашних заданий. У детских психологов есть самые разные мнения о том, нужно или нет помогать ребенку с выполнением домашек. Так, многие считают, что детям нужно учиться самостоятельно решать проблемы и принимать решения, поэтому родители должны предоставить им возможность сделать домашнее задание самостоятельно. С другой стороны, есть и такая точка зрения: детям нужно чувствовать себя поддержанными и уверенными в своих способностях, поэтому участие родителей хотя бы в начальной школе приветствуется.

В нашем центре семейной психологии мы считаем, что родителям необходимо найти баланс между помощью и независимостью. Вам следует помочь вашему ребенку понять материал, но не делать за него или за нее домашнее задание.

Памятка для родителей: Как не помогать "слишком" с домашним заданием?

• Помните, что когда вы выполняете домашние задания за ребенка в режиме "папа решает, а Вася сдает", вы создаете у своего ребенка чувство зависимости. Так ваш ребенок тренируется полагаться на родителей в решении проблем вместо того, чтобы учиться решать их самостоятельно.
• Помогайте понять материал, если в этом есть нужда, но не делайте задание за ребенка. Не давайте ему или ей готовый ответ, а проведите через путь понимания. Да, это может быть затратно и по времени, и по энергии, но так вы будете точно знать возможности понимания вашего ребенка, его или ее пределы усидчивости, удержания внимания, время, которое ребенок остается активным в обучении. Если вы считаете, что ребенок слишком рассеян или слишком быстро устает, это повод для записи на консультацию к нейропсихологу и проведения нейропсихологической диагностики.
• В первом пункте говорилось про чувство зависимости. Когда вы слишком помогаете ребенку, то это влияет на его самооценку – а именно занижает ее. Ребенок не чувствует уверенности в своих силах, не может полагаться на себя – это в свою очередь создает фон повышенной тревожности. Проживание длительного стресса, пусть и не высокой интенсивности, но каждодневного, может перейти на уровень тела и проявиться в виде психосоматики.
• А что делать, если ребенок действительно застрял на определенной задаче? Вы готовы помочь, готовы посвятить совместным поискам решения время, но ребенок не понимает. Будьте терпеливы. Задавайте наводящие вопросы. Пытайтесь найти решение через совместное творчество. Конечно, в такой ситуации большим подспорьем для родителей является расшифровка нейропсихологической диагностики, в которой специалист объясняет, как на данный момент функционируют разные отделы мозга ребенка. Кто-то лучше понимает логику, кому-то для понимания нужно нарисовать задачу, чтобы представить ее визуально, а кому-то поможет вспомнить историю из жизни или из кинофильма, чтобы провести аналогию.
• Ищите баланс между помощью и независимостью. Детям нужно учиться самостоятельно, но также им нужно чувствовать себя поддержанными и уверенными в своих способностях – так они нарабатывают умение полагаться на свои силы, укрепляют свою самооценку, преодолевают страх неудачи и тренируются позитивно мыслить.

Самостоятельность и поиск идентичности у подростков

Вопрос субъектности возникает с новой остротой, когда ребенок входит в подростковый возраст. Уже не дети, но еще и не взрослые, молодые люди проходят через кризис идентичности, во время которого они пытаются определить себя и свои ценности.

Много написано и снято фильмов об отношениях между подростками и родителями и их "борьбе за независимость". Родителям нужно помнить, что подростки по-прежнему находятся под вашей опекой – то есть главные вопросы обеспечения нужд и создание безопасной среды остаются за вами. Правда, размеры и правомерность нужд обсуждаются, а безопасность все больше переходит из материальной в психологическую плоскость.

Родителям подростков тоже бывает непросто перестроиться: вот совсем недавно ваш малыш был таким "вашим", разделяя и принимая все ваши ценности, а сейчас он или она уже спорит по каждому поводу, дерзит, подвергает насмешкам вас, ваши слова и поступки, ваш стиль и образ жизни. Нелегкое испытание! Однако, пожалуйста, помните: ваш подросток проходит через важные процессы – и физические (его тело меняется), и психологические (подросток выкристализовывает свою идентичность).

Вот список важных фокусов подростка:

• формирование автономии и независимости
• развитие самооценки и самоуважения
• формирование идентичности и ценностей
• развитие навыков решения проблем и принятия решений

Вспомните ваш последний конфликт. Ребенок пропал с радаров и "где-то шатался"? Ну да, так проявляется его формирующаяся независимость под лозунгом: "Хватит меня контролировать!" Захлопнул перед вашим носом дверь в свою комнату? Да, грубо, но это попытка выстроить личные границы – важная часть самооценки. "Боже, что этот ребенок носит? Какую музыку слушает? Что за словечки в его лексиконе?" Да, вот так происходит переоценка ценностей. Ваш подросток что-то "учудил" даже не посоветовавшись с вами? Поверьте, далеко не все решения, которые будет принимать ваш подросток, будут верными. Но ошибки – это тот путь, через который люди совершают открытия и приобретают опыт.

В эволюции самостоятельности подростка существует множество вариантов развития событий – от самых грубых, примитивных и ранящий до почти идеальных, на высоком уровне эмпатии и эмоционального интеллекта

Как и в любом процессе, в формировании идентичности подростка и эволюции его самостоятельности, существует множество вариантов развития событий – от самых грубых, примитивных и ранящий до почти идеальных, на высоком уровне эмпатии и эмоционального интеллекта. Возможно, если в вашей семье с раннего возраста ребенка поддерживали, предоставляя ему свободу самовыражения, этот кризис пройдет щадяще для родителей и подростка. В любом случае, вам нужно быть готовыми к тому, что ребенок выберет какие-то другие ценности, отличные от ваших. И вот тут мне хочется особо подчеркнуть, что помощь психолога никогда не бывает лишней, когда в вашей семье есть подросток – ни самому подростку она не лишняя, ни родителям.

Если хотите облегчить для своей семьи этот период жизни – записывайте свое чадо в группы для подростков в нашем центре. Мы поможем вашему подростку разобраться с вопросами "Кто я?", "Чего я хочу?", "Какое будущее для себя я выбираю?" Именно в это время молодым людям особенно нужно получать адекватную обратную связь обо всем, что с ними происходит, чтобы делать осознанные выводы. Так как психологический смысл подросткового периода – это обретение самостоятельности, то родители в эти моменты жизни просто не могут быть авторитетами. А вот наставники и психологи, ведущие группы для подростков в нашем центре, ими становятся.

Смело шагаю во взрослую жизнь

В возрасте 19-25 лет самостоятельность человека окончательно оформляется. Ваш ребенок уже точно не ребенок, а независимая единица. Его или ее субъектность должна быть полностью сформирована, и человек, наконец, может взять на себя ответственность за свое настоящее и будущее.

Понятно, что в нашей культурной традиции мы часто продолжаем материально поддерживать детей, пока они учатся в ВУЗе, и уменьшаем эту поддержку, когда молодой человек устраивается на работу, начинает зарабатывать деньги сам.

Денежные отношения в семье – очень обширная тема, заслуживающая отдельного разговора, а пока, завершая тему этой статьи о том, как ответственное родительство проявляется в формировании самостоятельности на разных этапах развития ребенка, хочу привести слова одного писателя: "Самый большой подарок, который вы можете дать своим детям – это корни ответственности и крылья независимости".

Scroll to top