Буллинг в школе: разные перспективы. Часть 1

Буллинг в школе: разные перспективы

Часть 1. Перспектива ребенка

Конфликты между детьми, злые розыгрыши и травля всегда были в школе. Как и в любом другом долго существующем сообществе такие процессы - часть их развития. Но, конечно, у каждого поколения - свои особенности. Например, сейчас это явление называется буллинг в школе. Как выжить и главное не сломаться в конфликтах современной школы детям, родителям, учителям? Об этом мы поговорили со специалистами центра семейной психологии Белая Комната.

Начнем с перспективы ребенка. Изначально школа - это место, где взаимодействуют взрослые и дети. Но, согласитесь, что у каждого свой мир.

Когда ребенок впервые идет в школу, он надеется, что это будет безопасное место. Что мы рассказываем деткам? "Ты пойдешь в школу, там тебя встретят учителя, ты узнаешь много нового и интересного, встретишь новых друзей". Реальность может отличаться от ожиданий. И, наверное, это первый урок, которому учит буллинг.

Прежде чем углубляться в разговор, давайте разберемся с терминологией. Итак,

  • Буллинг - это проявление агрессии. Эта агрессия может выражаться словами и действиями. Может быть проявлена в отношении одного человека или целой группы.

Отличительной особенностью - что и превращает обычный конфликт в травлю - является то, что эта агрессия носит продолжительный, постоянный и сознательно спланированный характер. И еще один важный момент: буллинг направлен на того, кто по каким-то признакам находится в более слабой позиции. Это тот самый случай, когда сильный обижает слабого, большой - маленького. Это неравное противостояние.

  • Булли - это тот человек или люди, которые проявляют агрессию. От английского bully - "хулиган", "драчун", "насильник".

  • Жертва - это человек, на которого направлена агрессия.

  • Наблюдатель - еще один участник буллинга. Это человек, который знает о факте проявления агрессии, но занимает стороннюю позицию видимого более или менее невмешательства.

Позиция булли

В ситуациях буллинга в школе, прежде всего, стараются "вытащить" жертву. И это оправдано - ребенка или детей, которые подвергаются унижениям и агрессии, конечно, нужно спасать. Но давайте начнем с другой стороны. Попробуем ответить на важный вопрос: почему дети вообще проявляют агрессию?

Семейный и детский психолог Ольга Бойкова рассказывает, что детская агрессия появляется тогда, когда ребенок не может сделать то, что он хочет и именно тем способом, которым ему хочется. То есть чаще всего это реакция ребенка на какие-то запреты, ограничения, в том числе и на выражение своих эмоций.

Второй частой причиной детской агрессии психолог называет подражание взрослым - нередко бывает, что в семье агрессивного ребенка не все благополучно. Причем родители могут скрывать настоящее положение дел от ребенка - не ругаться в его присутствии, например, но атмосферу повышенной агрессивности дома не спрячешь, ребенок впитывает ее на бессознательном уровне.

Таким образом, получается, что главным источником агрессии является внутреннее напряжение ребенка, его неспособность в данный момент реализовать накопившееся в нем напряжение. Дома он его реализовать не может, поэтому "отрывается" в школе.

Однако, подождите! С ограничениями сталкиваются все дети. Абсолютно всем детям запрещается делать опасные вещи, почти всех детей кормят по расписанию и не всегда полезная еда, которую готовит мама, кажется детям вкуснее шоколада. При этом агрессивными становятся единицы. Значит ли это, что существуют какие-то внутренние психологические предпосылки для проявления агрессии?

Специалисты выделяют несколько таких черт:

  • недостаточно хорошо развитые коммуникативные навыки, неумение строить отношения со сверстниками

  • сниженная самооценка

  • неразвитость игровой деятельности

  • сниженный уровень саморегуляции и самоконтроля

Стоит отметить, что помимо выплеска эмоционального напряжения булли хочет привлечь к себе внимание сверстников, быть лидером. Часто инициатор буллинга реализует свои планы руками исполнителей, которые признают его своим авторитетом.

Что делать родителям, если они видят или имеют опасения, что их ребенок проявляет излишнюю агрессию по отношению к окружающим?

Во-первых, не игнорировать свои чувства и опасения.

Во-вторых, выяснить ситуацию - даже хотя бы с помощью тестов, показывающих внутреннее состояние ребенка.

В третьих, записать ребенка на консультацию к детскому психологу, который не только выявит причины агрессии, но и научит конкретным практикам контроля своей агрессии и выплеска ее в созидательное русло.

Подробнее о том, как корректно вести себя родителям детей, вовлеченных в ситуацию буллинга в школе, мы поговорим в следующей статье.

Позиция жертвы

В популярной периодике можно встретить понятие психология жертвы. На самом деле, в реальности оказаться в позиции "жертвы" может абсолютно любой ребенок. Как мы говорили выше, один из признаков буллинга - это когда сильный обижает слабого. А в слабой позиции может оказаться любой ребенок.

Именно поэтому дети часто умалчивают о ситуациях, в которых их обижают: обзывают, дразнят, дают разные нелицеприятные прозвища, не хотят принимать в компанию, игнорируют, отнимают деньги или даже бьют. Детям элементарно стыдно признаться, что они оказались в слабой позиции и не смогли себя защитить. Естественно, они переживают. И чем дольше ребенок носит в себе неприятную тайну, тем вероятнее проявление психосоматики.

Внимательные родители не могут не увидеть, что с их ребенком происходит что-то нехорошее. Вот лишь несколько признаков, что ваш ребенок проходит испытание под названием "буллинг в школе":

  • Ребенок длительно печален. Изменяется его поведение - например, он становится более тихим, не хочет выходить на улицу, играть с друзьями и большую часть времени проводит в одиночестве, уткнувшись в телефон или планшет.

  • Снижается успеваемость, ребенок не хочет больше ходить в школу, теряет интерес даже к тем предметам, которые раньше любил.

  • Ребенок жалуется на боли в груди или в животе. Возможно снижение иммунитета и, как следствие, учащаются простудные заболевания.

  • Ребенок становится нервным, может появится нервный тик, а у ребят младшего школьного возраста возможен энурез.

  • Возможны проблемы с аппетитом - причем ребенок может как отказываться от еды, так и бесконтрольно начать есть сладости, например. Случаи расстройства пищевого поведения у детей на фоне стресса нередки.

  • Ребенок может сильно увлечься агрессивными видео играми, "убивая" своих обидчиков в виртуале.

Советы родителям все те же: не отмахиваться от своего внутреннего беспокойства за ребенка, постараться выяснить ситуацию, отвести ребенка к детскому психологу. Это три шага, которые необходимо сделать, чтобы начать выходить из личного участия в проблеме буллинга в школе.

А что можно сделать родителям, скажем так, для профилактики того, чтобы ваш ребенок не оказался жертвой?

В первую очередь, нужно понимать, что ответственность за то, что происходит с ребенком, лежит на взрослых. Это нужно понимать не только взрослым, но и детям - тогда в сложной ситуации у ребенка не возникнет вопроса "говорить взрослым о чем-то плохом или нет". Ответ, кстати, на этот вопрос однозначен: Обязательно говорить!

Проговорите много раз ребенку эту фразу: "Ты обязательно должен (должна) рассказывать нам о том, что тебя беспокоит. Мы всегда на твоей стороне - что бы с тобой не случилось, что бы ты не сделал (не сделала), что бы не сделали тебе. Мы - семья, мы твоя поддержка и твоя опора".

Второй важный момент - работа над адекватной самооценкой. Бывает и так, что завышенная самооценка ребенка может стать тем триггером, который спровоцирует буллинг. Гордецов не любят ни в каком обществе - в том числе и детском, и подростковым.

Третий момент - тренируйте у ребенка коммуникативные навыки. Если ребенок сильно стесняется, можно записать его в терапевтическую группу в центре психологии. Там создаются особые "тепличные" условия абсолютно безопасного пространства, которые помогут ребенку в своем собственном ритме развить навыки общения со сверстниками и научиться заводить друзей.

Позиция наблюдателя

Опросы в школах показывают, что дети, которые напрямую не являются участниками буллинга, но знают о происходящем, в большинстве случаев молчат и не ничего рассказывают взрослым. При этом конфликт сказывается на них тоже - в большей или меньшей степени.

Дело в том, что сохранить совершенно нейтральную позицию, которая никак не затрагивает ни мысли, ни чувства, в ситуации буллинга невозможно. Ребенок может бояться сам оказаться в роли жертвы и по-разному переживать свои страхи. Например, присоединиться к позиции лидера и самому стать обидчиком. Или, наоборот, сочувствовать жертве - и тут тоже возможны разные варианты. Ребенок может встать на защиту жертвы, рискуя противопоставить себя сильному большинству. Ребенок может испытывать чувство вины и стыд за то, что ничем не может помочь слабому. В любом случае, мысленное и душевное переживание конфликта есть. В психологии даже существует понятие синдром наблюдателя. Возможно, мы поговорим подробнее об этом в одной из следующих статей.

Опять же родителям стоит быть внимательнее к ребенку. Постараться мягко узнать у него, что его беспокоит. Если у вас есть подозрение, что ваш ребенок вовлечен в буллинг в школе, но напрямую отмалчивается на ваши вопросы, попробуйте вместе посмотреть фильм на эту тему и обсудить его. Есть большая вероятность, что ваш ребенок разговориться.

И всегда помните, что совсем не обязательно переживать сложные ситуации в одиночестве. Запишитесь на консультацию к психологу - это самый эффективный способ привести в порядок свое внутреннее состояние. А когда вы спокойны и уверены внутри, вы можете найти решение любой проблемы. Проверено многократно.

Добро пожаловать в Белую Комнату! Давайте найдем выход из вашей запутанной ситуации вместе!

Scroll to top