Буллинг в школе: разные перспективы. Часть 3

Буллинг в школе: разные перспективы

Часть 3. Перспектива учителя и психолога

Продолжаем разговор про буллинг в школе. Мы уже рассматривали эту проблему с позиции ребенка, с точки зрения родителей, но осталась еще одна очень важная перспектива - перспектива самой школы и ее представителей - учителей, директора, школьного психолога.

В идеале основная работа школы в отношении буллинга должна быть направлена на профилактику предотвращения этого явления. И что делается по этому поводу конкретно в школе, которую посещает ваш ребенок, вы можете узнать у классного руководителя.
Но в действительности чаще школе приходится иметь дело уже с конкретными случаями буллинга или даже с его последствиями. Есть множество фильмов, сюжет которых построен как раз-таки на ситуации уже случившегося буллинга. Вспомните сериал Валерии Гай Германики "Школа". Новенькую девочку-подростка травля одноклассников довела до самоубийства, и при этом учителя были в абсолютном шоке от случившегося, потому что их внимание было сосредоточено на статистике успеваемости, отчетах перед министерством, но никак не на том, какие отношения между детьми существуют в классе.

Конечно, можно сказать, что в школе главное - это получение знаний. Но давайте не будем формалистами, в этой статье мы говорим конкретно о ваших детях, которые проводят в школе со своими одноклассниками как минимум половину дня. А дети - не роботы, которые работают только на прием учебной информации. Как и в любом коллективе, в классе существуют свои социальные взаимодействия, свои симпатии и антипатии и, соответственно, свои конфликты.

Можно сказать, что школа - это одно из главных пространств, где дети получают опыт взаимодействия с людьми, который в будущем они будут использовать в других сферах своей жизни. И родители имеют полное право интересоваться тем, что делает школа для развития навыков общения и социального взаимодействия ваших детей.

На сайте министерства образования написано: "Образовательные организации обязаны создавать и поддерживать в учреждениях ненасильственную среду". Там же можно найти рекомендации классным руководителям и психологам по плану проведения профилактических мероприятий буллинга. Этот план включает и уроки толерантности, и проведение родительских собраний на тему буллинга, и беседы с детьми. Задайте вопрос классному руководителю своего ребенка: Какие мероприятия планируются для сплочения детей в классе и профилактики буллинга?

В зависимости от школы ответы могут быть разные. К счастью, школа - не единственное место, где можно тренировать свои коммуникативные навыки. В наших центрах семейной психологии Белая Комната есть групповые программы для детей разного возраста - младших школьников, подростков. Занятия проходят в малых закрытых группах, благодяря чему создается очень комфортное доверительное пространство, в котором дети учатся понимать себя и других, учатся свободно выражать и презентовать себя миру, работают со своей самооценкой, учатся дружить, заводить и развивать отношения с людьми и так далее. Мы учитываем возраст и задачи детей, составляющих группу, поэтому каждая программа работы с психологами имеет свои особенности. Кроме этого работает специальная психологическая мастерская "Как преодолеть буллинг в школе" для тех детей, кто так или иначе уже столкнулся с этой проблемой.

Чему учат/не учат в школе? Нужное подчеркнуть

Родителям не всегда легко представить, что могла бы делать школа для профилактики буллинга. И поэтому трудно предположить, как восполнить этот пробел самостоятельно для своего ребенка, если в вашей школе нет конкретной программы, касающейся этого вопроса. Хочется порекомендовать хорошую книгу американских авторов Сандры Дансмьюир, Джессики Дьюи и Сьюзен Бёрч. Она называется "Дружелюбные: как помочь детям найти друзей и избежать травли".

В этой книге рассматривается много примеров возможного взаимодействия детей в разных ситуациях, которые можно легко переложить на наши реалии. Так же есть прекрасно описанные ситуации, как может действовать ребенок, если он или она оказались свидетелями буллинга. Естественно, родители хотят, чтобы их дети росли добрыми, отзывчивыми, открытыми людьми. Но в то же время никто не хочет подвергать своего ребенка лишним неприятным переживаниям. В книге очень хорошо приводятся примеры разговоров, как можно поддержать жертву буллинга, при этом не вовлекаясь в конфликт напрямую. Интересен и опыт профилактики буллинга в американских школах.

Знаете ли вы, например, что в школьном дворе стоят "лавочки дружбы"? Каждый ребенок, который в этот момент чувствует себя одиноко, нуждается в дружеской поддержке или просто хочет с кем-то поговорить, знает, что он или она может сесть на эту лавочку. А любой проходящий мимо взрослый или ученик могут проявить участие.

А теперь представьте, что девочка из сериала "Школа" не осталась одна наедине со своим отчаянием, не стала искать поддержки у других аутсайдеров, не попала бы в опасную компанию, не оказалась бы в "психушке"... Это была бы совсем другая история, возможно, даже с хэппи-эндом - и только потому что героиня знала бы, где искать помощь.

Очень важно!

  • Каждый ребенок должен знать, что о случаях буллинга нужно сообщать взрослым. Если не учителю, то, в любом случае, нужно рассказать родителям. Это не стыдно - это нормально. Люди - коллективные существа, и такие серьезные вопросы как буллинг невозможно решить в одиночку: буллинг - это коллективная проблема.
  • Если в штате есть школьный психолог, ребенок должен знать, где он может его найти, если возникает необходимость спросить совета взрослого, но по каким-то причинам не хочется обращаться к учителю или классному руководителю.
  • Ребенок должен четко понимать, что если какая-то ситуация его волнует, то не следует игнорировать свои чувства. Нужно понять, почему они возникают, и тогда станет понятно, как вести себя дальше. Постарайтесь донести до ребенка, что эмоции и чувства - это важно, это сигналы, которые помогают ориентироваться в мире людей. Усвоив азы развития эмоционального интеллекта, в будущем ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее в выстраивании отношений - рабочих и личных.
  • Родителям всегда стоит помнить: все, что происходит с вашим ребенком, - это ваша ответственность. Но это не значит, что вы должны решать возникающие проблемы в одиночку. Если вы хотите задать вопрос нашим специалистам-психологам, пожалуйста не стесняйтесь! Пишите вопрос в комментариях или в сообщения в нашу группу в Контакте - Центр психологии Рядом!
Scroll to top